15 января 2020 г. 8:00

ВЛАДИМИР СУРЕНОВИЧ БУДАГОВ – ТВОРЕЦ И ЛИЧНОСТЬ В ЖИЗНИ И СПОРТЕ

Текст: Виктор Анфиногенов, на фото: 1965 год, с Пирасикабой, Будагов в атаке.

 


 

Сегодня о нашем знаковом, великом игроке 60-х годов, мы расскажем словами нашего известного кубанского спортивного журналиста Виктора Анфиногенова, человека, который знает о кубанском гандболе и футболе практически все.

 

Таких игроков, как он, за всю историю кубанского футбола можно пересчитать по пальцам. Высокотехничный, с ярко выраженным комбинационным даром, неутомимый труженик, лидер по натуре… Левый инсайд краснодарской команды мастеров, за которую он сыграл 294 матча и забил 33 гола, был кумиром болельщиков и грозой соперников.

 

Таких искусных директоров детских спортивных школ, как Будагов, и в масштабах страны единицы. Гандбольная СДЮШОР краевого образования и науки под его руководством не только потрясла мир своими достижениями (ее воспитанники завоевали только на Олимпийских играх 22 медали (11 золотых), еще 40 — на чемпионатах мира и Европы (24 золотых); юношеские, юниорские награды не в счет), но и превратилась в современный детский спортивный центр, каких немного на земном шаре, по крайней мере в гандболе.

 

Современный спорткомплекс (три прекрасных спортивных зала с шестью крытыми площадками, где тренируется около 1000 мальчишек и девчонок) нередко становится местом крупнейших соревнований, проведения учебно-тренировочных сборов национальной команды, а также ведущих клубов страны. База — замечательная: центральный зал с трибунами на 1000 мест, а все шесть площадок оснащены электротабло, гостиница, столовая — все рядом, в одном дворе… Гандболистам завидуют представители всех игровых видов спорта: волейболисты, баскетболисты — они по-прежнему ютятся в спортзалах образовательных школ — и даже футболисты, обласканные властями во все времена… Будагов, игрок остроумный, техничный, мастер паса и финта, был на футбольном газоне конструктором, дирижером, творцом. Таким он остался и за кромкой поля.

 

Готовясь к встрече с Владимиром Суреновичем по поводу его юбилея, я открыл для себя банальный, давно уже очевидный, как смена дня и ночи, факт, над которым прежде никогда не задумывался, как, впрочем, наверное, и все остальные. На Кубани — десятки, сотни чемпионов, прославивших свой край и свою страну на всех континентах, на самых престижных турнирах. Может быть, даже тысячи. А вот Владимир Будагов — один: из всех директоров спортшкол только ему удалось создать такие превосходные условия для детей. Пройдут годы, на спортивном небосклоне Кубани зажжется огромное количество новых звезд, а детский гандбольный центр, который построил Будагов, еще долго будут называть «будаговской школой» — так, как называют сегодня… И в этом центре наверняка расцветут очередные гандбольные таланты, которыми так богата кубанская земля. Появятся новые Лавровы, Кокшаровы, Ходьковы, Филипповы, Сукосяны, Кулинченко, Репьевы, Левины, Кузелевы, Анисимовы, Джанджгава, Борзенковы, Цыганковы, Розинцевы, Живило, Курепты, Близновы…

 

— Скажите, Владимир Суренович, кто вы: человек гандбола или все же — футбола, которому посвятили свою молодость?

— Напишите так: Будагов — человек спорта. Это будет, по-моему, наиболее верное определение. В футбольную «Кубань», тогда еще «Спартак», я пришел в 1961-м и с тех пор никуда из спорта не уходил. Я рад, что играл в футбол на довольно высоком уровне, что стал чемпионом РСФСР, мастером спорта. Но я горжусь и тем, что уже почти три десятка лет служу гандболу, этому удивительному виду спорта, необыкновенно популярному на Кубани, взрастившему целую плеяду выдающихся игроков и тренеров. Я рад, что сроднился с ним, что в достижениях кубанских гандболистов есть и заслуга нашей СДЮШОР, а также частичка моего труда.

 

— Что вы сделали для того, чтобы ваш путь в спорте оказался таким успешным?

— Ничего такого, чтобы придавать этому общественное звучание. События развивались сами по себе, а я просто старался хорошо делать свою работу: на футбольном поле, в кабинете... Другое дело, что мне постоянно везло на хороших, внимательных людей. Абрам Христофорович Дангулов заметил меня на футбольном поле, Борис Васильевич Смыслов, Владимир Иванович Горохов и Станислав Семенович Шмерлин, его коллеги, раскрыли меня как игрока. Председатель крайспорткомитета Николай Степанович Кутовой-Козинец, личность незаурядная, масштабная, после завершения карьеры игрока предложил мне работу в своем ведомстве, а новые коллеги дружно помогали мне осваивать профессию спортивного чиновника: я прошел путь от инструктора до заведующего учебно-спортивным отделом. Потом Владимир Салманович Максимов, фигура тоже удивительно крупного калибра, человек редкого стратегического дарования, уговорил меня возглавить специализированную гандбольную школу крайоно, не имевшую в ту пору элементарной спортивной базы. И с первого дня пришлось засучить рукава: я был и директором, и инженером, и прорабом. По существу мы все начинали возводить с нуля. И снова мне повезло: педагогический коллектив в школе подобрался замечательный. Вот уже 21 год работает завучем заслуженный тренер России мастер спорта Александр Долгий, в прошлом один из лидеров легендарного «Буревестника»…

 

— А могли бы вы построить такой же современный спорткомплекс для футбольной СДЮШОР?

— Трудно сказать. Наверное, мог бы, но в футболе мне никто ничего не предлагал. Там не оказалось своего Максимова. И вообще футбол живет по своим законам, честно говоря, не всегда понятным нормальному человеку.

 

— И все же удивительно: вы строили прежде, когда другие об этом и мечтать не могли, строите теперь — как вам это удается?

— Мечтать можно всю жизнь. Под лежачий камень вода, как известно, не течет. Крепости сдаются после длительной осады и энергичного натиска. Ходил по различным кабинетам, объяснял, доказывал, просил, убеждал. Самый весомый аргумент: ребятишкам заниматься негде, а они еще медали выигрывают, славу Кубани и стране приносят. По обыкновению мне шли навстречу: начальство спорт любит. Многие руководители, хозяйственники помнили меня как игрока, и, признаюсь, это очень помогало. К примеру, я всегда находил взаимопонимание у заместителя председателя крайисполкома Григория Петровича Аврамца, мэра Краснодара Валерия Александровича Самойленко, заместителя председателя горисполкома Веры Федоровны Галушко, первого секретаря Октябрьского райкома партии Виталия Евгеньевича Спиридонова, известного строителя Александра Константиновича Безбогина… Можно назвать еще десятки людей, которые внесли свою лепту в наши новостройки. Я не говорю уже о нашем непосредственном руководстве — сначала крайоно, позднее — департаменте образования и науки. Ну и, естественно, мы сами проявляли смекалку и находчивость — не ждали, когда нам все на блюдечке преподнесут. Ту же реконструкцию стадиона «Кубань», затеянную в связи с выходом краснодарской команды в высшую лигу союзного первенства, обернули в свою пользу. Когда снесли малую арену, мы доски от настила и различные конструкции собственными силами переправили на территорию школы. Нанимали частным образом машины, таскали на своих плечах. Вот так и росли, крепчали понемногу…

 

— Как вы стали футболистом?

— Я просто не мог им не стать. Во-первых, все мальчишки моего поколения тогда играли в футбол, а, во-вторых, я жил в Геленджике рядом с городским стадионом. Вот и гонял мяч с утра до вечера.

 

— В команде мастеров как оказались?

— Дело случая, наверное. Ведь я никаких футбольных школ не заканчивал — можно сказать, самоучка, пришел из дворового футбола. Играл в команде Геленджика, попал в молодежную сборную края, которую составили, чтобы просмотреть доморощенные таланты в матче с краснодарским «Спартаком». И я уже на следующий год заиграл в основе. Случай со мной — обычная для тех лет история. Из любительского футбола в «Кубань» регулярно приходили талантливые игроки — Владимир Стрешний из Кущевской, Иван Варламов и Юрий Китаев из Армавира, Олег Кущ из Павловской, Валерий Рудь из Новороссийска, позднее — Владимир Суренков и Александр Плошник из Крымского района, Сергей Андрейченко из Кущевского… А в начале 60-х вообще произошел случай из ряда вон выходящий: в краснодарский «Спартак» из станицы Павловской позвали… тренера местного «Урожая» 27-летнего Станислава Шмерлина, под руководством которого сельская команда добилась заметных успехов. Дангулов и Смыслов сумели разглядеть в молодом тренере талант…

 

— Какие события за 11 сезонов, которые вы провели в «Спартаке» — «Кубани», особенно вам запомнились?

— На следующий год после моего дебюта «Спартак» стал чемпионом РСФСР и завоевал право выступать в классе «А» чемпионата СССР. Мы выиграли зональный турнир в острейшей конкуренции с волгоградским «Трактором», «Ростсельмашем» и ставропольским «Динамо», а потом и финальную пульку с участием сильнейших команд республики — воронежского «Труда», свердловского «Уралмаша», новосибирского СКА и ярославского «Шинника». За это достижение нам присвоили звания мастеров спорта. К сожалению, по причине затеянной реконструкции чемпионата в высшей лиге мы так и не сыграли. А «Спартак»-1962 обладал, на мой взгляд, интересным футбольным ансамблем, мощным потенциалом. В воротах — Петр Титов и Олег Кущ, в защите — Виктор Басов, Владлен Никитин, Анатолий Ярмолович, Иван Варламов, Игорь Ковалев, в полузащите — Хамза Багапов, Николай Ненахов, Василий Рябенко, в нападении — Юрий Горин, Леонид Тарасенко, Дмитрий Корнеев, Марат Галоян, Борис Лобутев, Анатолий Миронов… Вы представляете, какой у тренеров был выбор! Мы показывали красивую, содержательную игру, которая нравилась зрителям. Убежден, в элите советского футбола наша команда не затерялась бы. Многие считают, что этот состав был одним из самых  ярких в истории. Наверное, это соответствует действительности.

 

Пять лет спустя, когда «Кубань» возглавлял Шмерлин, она вновь сделала все для того, чтобы выступать в высшей лиге, тогда первой группе класса «А». Только, видно, Москва этого почему-то не хотела. Нашу команду откровенно придержали на финише чемпионата, «придушив» в гостевых матчах в Калининграде и Риге. В итоге «Кубань» заняла третье место, отстав на три очка от кировабадского «Динамо» и рижской «Даугавы». Жаль. Хотя из прежнего чемпионского состава остались всего пять человек, команда выглядела очень убедительно. У нас появились новые талантливые игроки — Евгений Деремов, Валентин Спиридонов, Анатолий Сальников, Владимир Смирнов, Виктор Трембач, Александр Миронцев, Владимир Фофанов. Последние четверо — воспитанники кубанского футбола…

 

— Почему «Кубани» так долго не покорялась высшая лига союзного футбола?

— Талантливые игроки у нас были всегда, как и талантливые тренеры. Но футболисты дома не задерживались, уезжали в ведущие клубы страны — «Спартак», «Динамо», «Зенит», «Торпедо»… Тренерам не давали работать, постоянно требуя максимального результата. Но так в спорте не бывает, особенно в периферийных командах.

 

— Однажды «Кубань» под вашим руководством стала чемпионом РСФСР…

— Это заслуга Шмерлина, готовившего команду к сезону-1973. Я возглавил «Кубань» с сентября. А коллектив, между прочим, был интересный, и костяк его составляли местные ребята — Александр Артеменко, Александр Волков, Александр Лупанов, Виталий Победенный, Владимир Казаков, Николай Польщиков, Юрий Колинько, Виктор Кедрус, Евгений Бузникин, Виктор Корецкий, Виталий Фурса, Владимир Суренков, Павел Кущ, Илья Миронский, Владимир Шумский, Валерий Кондратенко…

 

— Если сравнить современный футбол с современным гандболом в России?

— К сожалению, футбол, самая популярная игра, перестает быть спортом. Из нее исчезли сам дух игры, вдохновение, романтизм, а вместе с ними и личности. Не в чести патриотизм. Бал правят деньги, и чемпионат превратился в соревнование кошельков. Это ни к чему хорошему не приведет, как и засилье легионеров.

 

Гандболу, напротив, недостает внимания. ЦТ и центральная печать, не исключая и спортивные издания, откровенно игнорируют этот вид спорта, несмотря на его феноменальные достижения на международной арене и красоту самой игры. Это, конечно же, сказывается на популярности гандбола среди детей и подростков. Но я уверен, что с течением времени справедливость восторжествует. А будущее футбола и гандбола — в развитии детских спортивных школ…

 


 

#Поздравляем